Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока по литературному чтению

А. Куприн «Слон»

Чуприна Светлана Леонидовна
Учебный предмет: литературное чтение Класс: 3 Б класс Школа: ГБОУ СОШ № 145 УМК: Образовательная система «Школа России» Учитель: Чуприна Светлана Леонидовна А. И. КУПРИН «СЛОН» (учебник, с. 25–40; рабочая тетрадь, с. 57) Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна, его произведением «Слон»; способствовать формированию читательской компетенции, умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащению словарного запаса через работу с толковым словарем; развитию умения определять жанр произведения; содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему Основные понятия Основная мысль произведения. Межпредметные связи Окружающий мир. Технологии Элементы продуктивного чтения , критического мышления,здоровьесберегающие Планируемые результаты Предметные: познакомятся с произведением А. И. Куприна; научатся читать вслух бегло, осо- знанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; составляют план работы по решению учебной задачи урока; коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка...Учебник “«Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс, 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение,2016 2 .Презентация к уроку. 3. Карточки самооценки 4.Сигнальные кубики 5.Карточки для работы групп. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержание урока направлено на развитие речи и совершенствование навыка выразительного чтения, развитие чувственного восприятия окружающего мира. Урок увлекает детей, заставляет думать, анализировать, сопоставлять, воспитывает любовь к семье, близким. Тема урока легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствуют достижению образовательных целей урока, стимулируют познавательные интересы учащихся.Перед учениками ставятся посильные проблемы для того, чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся. Для активизации мышления учащихся используется систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создаются проблемные ситуации, для воспроизведения материала активно используется работа с учебником  Этапы урока учитель ученик оборудование Организа ционный момент. Эмоциональный настрой - Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть сегодняшнего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. - А сейчас закройте глаза и проговаривайте за мной последнее слово фразы. На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят. Уши внимательно слушают и всё слышат. Голова хорошо думает. -Откройте глаза. -Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. (Дневник, учебник) -Хорошо. Тогда мы начинаем. повторяют Актуализация знаний Работа в парах: Речевая разминка Стадия вызова Проблема. Прогнозирование содержания рассказа Работайте в парах. Проверка д/з 1)-С каким произведением мы познакомились на пошлом уроке? -Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала? -О чём она заставляет задуматься? -Какие пословицы подходят к этому произведению? -Убрать лишнюю -Объяснить как понимают пословицы. 1. Значит то, что счастье нужно искать внутри, а не во внешних факторах. 2. Если человек стремится к счастью к тому оно и придет. 3. Если ты будешь хорошо относиться к человеку, он будет относиться к тебе так же.) -Что же нас ждёт сегодня на уроке литературы? - Прочитайте загадку, отгадайте её и попробуйте определить тему нашего урока. Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит ….(Слон) - Кто это? - Прочитайте слова орфографически - Прочитайте слова орфоэпически --Прочитайте грустно. - Прочитайте весело. -Назовите отгадку -А что вы знаете о слонах? — Кто-нибудь из вас видел живого слона? — Где в СПб можно увидеть героя , о котором говорится в отгадке и видите на иллюстрации ? -Почему? -« Верите ли Вы..» Верите ли Вы” Учитель: Верите ли вы,что каждый из вас талантлив и уникален? Учитель: Верите ли вы, что слон может ночевать в одной комнате с человеком? Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? другом? Учитель: Верите ли вы в чудеса? Учитель: Верите ли вы, что чудеса можно сделать своими руками? Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Учитель: Верите ли вы, что любящие родители ради выздоровления ребенка могут привести в дом слона? – И сегодня мы познакомимся с удивительным слоном. Рассказ так и называется – «Слон». ? -Откройте учебник стр. 25, прочтите название, автора, полистайте и рассмотрите иллюстрацию к тексту. -Кто автор? -Какие книги вы читали этого автора? -Предположите, о чём будет произведение? -Какая тема урока? Дерево «Предсказаний». Получится или нет? -Какая тема урока? Определим цели урока, расставив их по порядку 4-Высказывать свою точку зрения. 3 -Работать над грамотным выразительным чтением. 1-Познакомиться с содержанием рассказа"Слон". 2-отвечать на вопросы по содержанию , подтверждая выдержками из текста(ориентироваться в тексте) ( на доске прикрепляю -получается план урока) ответы детей Автор хотел донести мысль, что и в обычной жизни есть место волшебству. А как иначе объяснить то, что птица поняла переживания девочки и помогла ей в трудную минуту? Делайте добро другим и оно к вам вернется в трудную минуту. -Счастье в нас, а не вокруг да около. -Кто за счастье борется, к тому оно и клонится -На добрый привет - добрый ответ. - -Жаль друга, да не как себя. читают слон Ответ уч-ся. Живёт в Африке, очень крупное и т.д., Это большое животное, имеет хобот … -В зоопарке, в цирке. -Дети отвечают Предположения -Знакомство с произведением Александра Куприна « Слон» отвечают слайд .Изображение воробья слайд пословицы( одна лишняя, выскакивают по очереди) слайд слайд Иллюстрация – обложка книги. кубики Надпись Дерево «Предсказаний». -Учитель кратко записывает на доске высказывания детей слайд карточки на доску Первичное чтение Прослушивание текста Беседа Словарная работа -Проверим предположения, прослушав часть произведения .Вы следите по ходу прослушивания по тексту для подготовки к грамотному выразительному чтению. Слушайте внимательно. Чтение « Буксир» ( Чтение первой части рассказа стр.25 до слов " Через 2 часа..."-29(4 абзац) - Понравился ли вам отрывок произведения? Чем? - Что почувствовали при прослушивании ? -Обратите внимание на доску, где записаны ваши предположения до чтения. Подтвердились ли они? Почему есть несовпадения? - Так как рассказ был написан в начале ХХ века в 1907 году, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. -Где мы можем найти объяснение слов. - Объяснить значение этих слов постарайтесь сами, опираясь на подсказку.. Толковый словарик Гостиная Комната для приема гостей. Горничная Работница в частном доме, убирающая комнаты. Равнодушно Безразличный, безучастный к людям, к окружающим. сударыня Вежливое обращение к женщине зверинец Место ,где содержат зверей для показа передняя прихожая -Я напечатала лексическое значение некоторых слов. - Мы работали не зря .Ваш словарный запас пополнился новыми словами. Читают со мной ( следят) Ответы детей -Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить 1.У нас не было информации о героях и их поступках 2. Не дочитали до конца Толковый словарь Ожегова Читают- объясняют физминутка Работа с текстом I. Физ-минутка. Зрительная гимнастика. Поработали мы дружно, Отдохнуть немножко нужно. Дружно встанем, тихо сядем И закроем все глаза. (Далее шепотом) Наступает, наступает, Наступает тишина. - В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные фантастические события? - От чьего лица ведется рассказ? 1-ю часть (стр 25-29 до слов «Через два часа...... ) Ответьте на ? - Кто главный герой произведения? - Что вы узнали о девочке? Прочтите -Давно ли больна Надя? Прочтите. - Что посоветовал доктор родителям? Подтвердите . - Найдите подтверждение тому, что с девочкой что-то не так. - Так чем же больна Надя,какой диагноз поставил доктор? -Иными словами, Надина болезнь не физического, а душевного происхождения. Как мы видим, это опасно. -Как же помочь девочке? !!- Чтобы вы посоветовали родителям Нади? -Какие еще вопросы по содержанию этой части вы хотели бы задать автору ? - История, возможно ,была в реальности. автора чтение девочка Надя нездорова давным –давно Главное – не давайте ей скучать. Исполняйте все её капризы -«не отвечает...», «неподвижные, невеселые глаза...», «худеет и слабеет с каждым днем...», «ничего не нужно...», «жару нет, боли нет...», «лежит целые дни и ночи...», «тихая, печальная...», «не спит, дремлет по полчаса...», «сны серые, длинные, скучные...» Больна равнодушием к жизни и больше не чем -Она больна не физически, а душевно. Ей неинтересно жить. Друга ,больше двигаться 2 вопроса листочки с вопросами ? на листах заранее на которые надо найти ответ Работа в группе Работа по группам( повтор правила) 1,5,4 группа: - Живой или совсем как живой — есть ли разница? А в чем видит разницу Надя? Найдите и прочитайте, как отреагировала Надя на игрушку слона? 2,3 группа: - Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери привести настоящего слона? Подтвердите словами из текста. -Защита—Кто искал ответ на этот ? -У вас есть другой ответ? - Подумайте: а может ли живой слон излечить девочку? - Как вы думаете, приведет ли папа живого слона? - Об этом мы прочитаем и узнаем на следующем уроке. - Командир читает задание Защита своего выступления Конверты с заданиями Творческая работа . составление Сиквейна Итог урока Рефлексия -Я предлагаю сочинить мини -сочинение Синквейн про девочку Надю . Какой мы её увидели в начале рассказа. Сегодня на уроке я прочитал… Меня удивило… Я сказать спасибо…, за… - –А вы хотите порадовать девочку Надю? Мы можем подарить наших слоников Наде. Может это подымет ей настроение. Если вам понравилось работать сегодня на уроке и вы остались довольны своей работой, прикрепите розового слоника, если вы не очень довольны своей работой, то синего. А я хочу оценить работу на уроке моих помощников и ставлю им оценки 5. Составляют ,зачитывают Слайд Предложить гостям( листы) шкала самооценки на доске порадовать Надю Домашнее задание Выразительное чтение по ролям отрывка - базовый уровень Подготовить краткий пересказ отрывка истории. – повыш.уровень Рисунок Мечту девочки . – по желанию показ кубиками - Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам многое узнать, выполнить правильно задания. Спасибо за урок! Приложение 1 Счастье в нас, а не вокруг да около. Кто за счастье борется, к тому оно и клонится. На добрый привет – добрый ответ. Жаль друга , да не как себя. ____________________________________________ Счастье в нас, а не вокруг да около. Кто за счастье борется , к тому оно и клонится. На добрый привет – добрый ответ. Жаль друга , да не как себя. ______________________________________________ Счастье в нас, а не вокруг да около. Кто за счастье борется, к тому оно и клонится. На добрый привет –добрый ответ. Жаль друга , да не как себя. Приложение 2 Толковый словарик Гостиная Комната для приема гостей. Горничная Работница в частном доме, убирающая комнаты. Равнодушно Безразличный, безучастный к людям, к окружающим. Сударыня Вежливое обращение к женщине Зверинец Место ,где содержат зверей для показа Передняя Прихожая Толковый словарик Гостиная Комната для приема гостей. Горничная Работница в частном доме, убирающая комнаты. Равнодушно Безразличный, безучастный к людям, к окружающим. Сударыня Вежливое обращение к женщине Зверинец Место ,где содержат зверей для показа Передняя Прихожая Приложение 3 1группа: - Живой или совсем как живой — есть ли разница? А в чем видит разницу Надя? Найдите и прочитайте, как отреагировала Надя на игрушку слона? 5группа: - Живой или совсем как живой — есть ли разница? А в чем видит разницу Надя? Найдите и прочитайте, как отреагировала Надя на игрушку слона? 4 группа: - Живой или совсем как живой — есть ли разница? А в чем видит разницу Надя? Найдите и прочитайте, как отреагировала Надя на игрушку слона? 2 группа: - Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери привести настоящего слона? Подтвердите словами из текста. 3 группа: - Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери привести настоящего слона? Подтвердите словами из текста. Приложение 4 4- Высказывать свою точку зрения. 3 - Работать над грамотным выразительным чтением. 1- Познакомиться с содержанием рассказа"Слон". 2- Отвечать на вопросы по содержанию , подтверждая выдержками из текста( умение ориентироваться в тексте).